Генри Форд не изобрел автомобиль, не был он и первым автопроизводителем в США. Но его идеи произвели настоящую революцию. Ford T изменил мир, став первой массовой моделью. Благодаря ему, люди на деле поняли, что автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения. В начале ХХ века мировая автомобильная промышленность только становилась на ноги, но в мире насчитывалось уже свыше 200 автопроизводителей. Правда, практически все они были мелкосерийными и собирали свою продукцию вручную. Дорогостоящие модели были не по карману подавляющему большинству людей. К тому же, они зачастую оказывались ненадежными, а конструкция автомобиля окончательно еще не утвердилась. Наряду с бензиновыми двигателями выпускались электрические и даже паровые.
Roadster 1909
|
В такое время начинать автомобильный бизнес равносильно самоубийству. И Генри Форд знал это как никто: за несколько лет он основал три компании и все они обанкротились. И лишь в 1903 году ему удалось создать Ford Motor Company и удержать ее на плаву. За пять лет он создал около десятка прототипов и три серийные модели. Однако из-за высокой цены их медленно раскупали. И тогда у Форда родилась идея создать самый дешевый автомобиль на рынке. Как-то он поделился своими мыслями с коллегами: "Я буду строить автомобили в огромных количествах. Они будут достаточно большие для семьи, но довольно компактные для индивидуального пользования. Они будут собраны из лучших материалов лучшими рабочими. Но они будут самыми дешевыми, чтобы каждый человек с пристойной зарплатой мог насладиться путешествиями за рулем по всему Божьему миру". Совет директоров компании не одобрил эту инициативу и тогда Генри Форд приобрел контрольный пакет акций. С этого времени он сам мог решать судьбу фирмы.
Tourer 1910
|
Работы над проектом начались в 1906 году, а руководили ими дизайнер Чайлд Гарольд Уиллс и два эмигранта из Венгрии – Джозеф А. Галамб и Ойген Фаркас. Специально для новой модели даже начали строительство завода в Детройте. Через два года Америка увидела результаты работы конструкторов. Над названием долго не думали – все модели Форда обозначались по порядку буквами латинского алфавита. Соответственно, после Ford S пришло время Ford T.
Его конструкцию нельзя назвать слишком революционной, но все же в ней не обошлось без технических новшеств. Если в то время большинство кузовов изготовляли из дерева, то Форд применил ванадиевую сталь. Ее, кстати, используют до сих пор. К такому решению Генри Форд пришел совсем случайно: однажды увидел во Флориде разбитый французский гоночный автомобиль со стальным кузовом. Его поразила легкость и прочность конструкции. Но в США в то время не делали этот сорт стали, поэтому президент Ford Motor Company привез из Европы оборудование и построил свой собственный металлургический завод.
Touring 1909–1911
|
Первые Ford T выпускались исключительно с мягкой крышей – с кузовами фаэтон, Торпедо и родстер. У них даже с водительской стороны двери не было. Зато установили современные, по тем временам, ацетиленовые фары и деревянные спицованные колеса. Автомобиль мог быть окрашен в зеленый, красный, синий или серый цвета.
Хотя предыдущие модели Ford были оснащены шестицилиндровыми двигателями, модель Т получила более дешевую "четверку" объемом 2,9 л с боковыми клапанами. Ее мощность достигала 20 л. с., что позволяло разгоняться до 65 км/ч. Заводился мотор с помощью корбы – стартер тогда еще не изобрели. Расход топлива составлял от 11,1 до 18,7 л/100 км, причем можно было использовать как бензин, так и этиловый спирт. Бак объемом 38 л располагался под водительским сиденьем. Топливо поступало в карбюратор самотеком и из-за этого автомобиль не мог преодолевать крутые подъемы – двигатель глохнул. Однако очень быстро нашли выход из ситуации – на гору можно было взобраться задним ходом.
Touring 1913
|
Коробку передач именовали трехступенчатой, однако, на самом деле, она двухступенчатая: третья передача – задняя. Переключение происходило с помощью педалей: одна включала задний ход, другая – первую и вторую передачи. А акселератором служил рычажок на рулевом колесе. Передняя и задняя подвеска была зависимой пружинной, с неразрезными балками. Тормозами были оснащены лишь задние ведущие колеса, причем барабаны располагались на заднем мосту возле трансмиссии.
После громкой презентации 28 сентября 1908 года началось серийное производство автомобиля. Всех поразила цена новинки – всего 850 долларов, то есть в три раза меньше, чем у основных конкурентов. На современные деньги это 20710 долларов. За первый год продали 10 тыс. автомобилей, а в 1910 году производство достигло 12 тыс. штук. Вскоре появилась и особая модификация Town car с жесткой крышей над задним рядом сидений.
T Center Door Sedan 1915–1923
|
Но это были не те масштабы, на которые рассчитывал Форд. Ручное производство достигло своего максимума – нужно было искать новые методы его усовершенствования. И их нашли, правда в весьма необычном месте. Однажды один из руководителей Ford Motor Company Вильям С. Клан попал в Чикаго на скотобойню и увидел там, как по конвейерной ленте движутся коровы на убой. У него родилась идея применить этот принцип на заводе Ford. Конвейер тогда уже не был новшеством, но никто до этого не решился использовать его для массового выпуска автомобилей.
Генри Форд сразу одобрил идею и к 1913 году завод оснастили конвейером. Результат оказался ошеломляющим. Автомобили шли по ленте с трехминутными интервалами, а окончательная сборка осуществлялась всего за 93 минуты (ранее она занимала 12,5 человеко-часов). За год выпустили 200 тыс. автомобилей. В 1914 году произвели уже 300 тыс. Ford Т, а в 1915 – полмиллиона! Поскольку себестоимость стала ниже, то и цена упала до 440 долларов (9521 доллар по современному курсу).
Fronty Speedster 1915
|
А Генри Форд старался сделать автомобиль все доступнее. Так, с 1914 года все Ford Т стали красить в черный цвет. Объяснялось это просто: черная краска быстрее сохнет, соответственно, сокращается время сборки. "Наши клиенты могут выбрать автомобиль любой модели и цвета при условии, что это будет черный Ford Т", – сказал по этому поводу Форд. Но такая одноликость не останавливала покупателей. Тем более, что в 1915 году появились модификации с металлической крышей – двух- и четырехдверные седаны и купе. Начали производить и пикапы.
В это же время Генри Форд начал на своих заводах маленькую социальную революцию. Впервые в мире был установлен 8-часовой рабочий день, а зарплату подняли до 5 долларов в час. В те времена это была немалая сумма. Вдобавок ввели социальный пакет – медицинское обслуживание и отпуска. Он также ввел стимулирование труда. Рационализаторы, изобретшие способы увеличить темпы производства или снизить его себестоимость, получали немалые премии.
Mail Truck 1913
|
Из этого не следует делать вывод, что Форд увлекся социализмом, он даже профсоюзы не любил. Просто бизнесмен заботился о рабочих и считал их своими партнерами. К тому же, именно заводские работники стали основными покупателями Ford Т – высокая зарплата позволяла им приобрести автомобиль. Простые американцы смогли приобрести транспортное средство, а Генри Форд получил дополнительные прибыли. Вскоре преимущества американского пролетариата оценили рабочие других стран: заводы Ford открыли в Австралии, Аргентине, Бразилии, Великобритании, Германии, Ирландии и Канаде.
США долгое время не хотели вступать в Первую мировую войну, но начали к ней подготовку. Ford Motor Company получила заказ от американской армии и произвела для нее тысячи легковых и грузовых Ford Т. В итоге, войска стали наиболее мобильными в мире. Это в полной мере проявилось в 1918 году, когда армия Соединенных Штатов поддержала союзников и высадилась в Европе.
Fordor Sedan 1919
|
Тем временем конкуренты начали перенимать идеи Генри Форда. Но его компания не стояла на месте. Внешний вид автомобиля модернизировали, а мощность двигателя подняли до 22 л. с. Максимальная скорость увеличилась до 72 км/ч, а для гонщиков предлагали легкие и обтекаемые болиды, способные достичь 145 км/ч. С 1915 года ацетиленовые фары заменили электрическими, а в 1919 году Ford Т оснастили электростартером.
Конструкция конвейера также постоянно модернизировалась, причем многие новшества придумали рабочие. В 1921 году производство достигло 1,5 млн. автомобилей и продолжало расти. Рекорд был установлен в 1924 году – свыше 2 миллионов Ford Т покинули заводские ворота. А цена модели упала до 290 долларов (3289 долларов по нынешнему курсу). В то время девять из десяти машин в мире были Ford Т.
Tudor Sedan 1923–1925
|
Покупатели любили автомобиль. Он был надежен, неприхотлив, прост в ремонте. Американцы ласково называли его "Жестянка Лиззи". Однако к середине 1920-х годов конструкция двадцатилетней давности уже устарела. Пусть Ford Т был самым дешевым, но Chevrolet и Dodge предлагали более современные модели с 6-цилиндровыми двигателями и независимой подвеской передних колес. У них были электрические стеклоочистители, освещение салона и замки на дверях, препятствующие взлому. Генри Форд в ответ начал разработку нового Ford А, но не прекращал выпуск "Жестянки Лиззи" вплоть до 1927 года. Тогда под звуки фанфар из сборочного цеха выехал последний Ford Т. За 19 лет выпустили свыше 15 миллионов автомобилей. Лишь через полвека этот рекорд превзошел Volkswagen Beetle. Интересно, что 2,9-литровые двигатели не сняли с производства вплоть до 1941 года.
Coupe 1925–1926
|
Американцы любят говорить, что Генри Форд поставил США на колеса. Благодаря ему и Ford Т, многие смогли стать автолюбителями и весь мир оценил преимущества автомобиля.
Источник: http://afp.com.ua
|