Сезон 1961 года стал первым для эры 1,5-литровых двигателей. Безусловно, что эта перемена регламента должна было внести изменения в привычный для последних нескольких лет расклад сил, несмотря на то, что все ведущие команды сохранили свои составы…
Первый этап чемпионата мира прошел в Монако. В квалификации и гонке бронзовый призер прошлого года Стирлинг Мосс, продолживший в новом сезоне пилотировать частный болид Lotus, оказался вне конкуренции и начал сезон с победы. Казалось бы, изменение регламента не оказало существенных изменений, однако следующие три места в гонке заняли пилоты Ferrari – Ричи Джинтер, Фил Хилл и Вольфганг фон Трипс. Скудерия выставила свою новую заднемоторную Ferrari 156, оснащенную шестицилиндровым двигателем, в то время как британские команды Cooper, BRM, Team Lotus использовали четырехцилиндровые моторы Climax, которые уступали силовым агрегатам Ferrari в мощности 20-30 л.с. На медленной трассе в Монако эта разница был не слишком заметна, но отчетливо проявилась на следующем этапе в Нидерландах.
Монако
|
В Зандвоорте пилоты Ferrari во главе с Филом Хиллом заняли весь первый ряд стартового поля. На старте Вольфганг фон Трипс вышел на первую позицию и по ходу всей дистанции никому ее не уступил, одержав первую победу в своей в карьере и первую для немецких гонщиков в Формуле 1. Позади него в борьбе за второе место сошлись два однофамильца Фил Хилл и Грэм Хилл. Сражение закончилось вылетом второго, но после этого первому пришлось отражать атаки Джима Кларка – в таком порядке они и финишировали. Победитель гонки в Монако Стирлинг Мосс стал четвертым. Двукратный чемпион мира Джек Брэбэм финишировал шестым и набрал свои первые очки в сезоне – неделю назад в Монте-Карло он сошел из-за проблем с зажиганием. Примечательно, что на Гран При Нидерландов впервые в истории Формулы 1 все стартовавшие добрались до финиша – долгое время это был единичный случай для Королевских гонок и лишь спустя 44 года на Гран При Италии 2005 он повторился.
Зантворт, Ричи Гинтер на Ferrari 156
|
Следующий этап в Бельгии еще раз доказал превосходство нового болида команды Ferrari, усилившей свой состав местным гонщиком Оливье Жедебьеном – все четыре пилота заняли в гонке первые четыре места. После непродолжительной борьбы со своими напарниками в первой части дистанции Фил Хилл закрепился на лидирующей позиции и одержал первую победу в сезоне. Вольфганг фон Трипс стал вторым, Ричи Джинтер третьим. Лучшим из остальных оказался гонщик Cooper Джон Сертис. Двукратный чемпион мира Джек Брэбэм второй раз в сезоне сошел из-за механических проблем.
Спа, тотальное превосходство Ferrari 156
|
Первый ряд стартового поля четвертого Гран При сезона, прошедшего во Франции, вновь полностью оккупировали гонщики Ferrari – Фил Хилл выиграл третий поул подряд. Однако в гонке ни один из основных гонщиков Scuderia до финиша не доехал – Хилл сошел после собственной ошибки, на машинах Фон Трипса и Джинтера отказал двигатель. Позади кипела напряженная борьба, которая превратилась в сражение за победу, в этой группе были: Джим Кларк, Иннес Айрленд, Грэм Хилл, Йо Бонньер, Дэн Герни, Брюс Макларен. Единственный оставшийся гонщик Ferrari Джанкарло Багетти также находился в этой группе. Именно итальянец, проводивший свою первую гонку в карьере, вышел в лидеры на последнем круге, обогнав Дэна Герни, и сотворил сенсацию. Баггети стал первым и пока единственным пилотом, выигравшим свою дебютную гонку в Формуле 1.
Реймс, Джим Кларк и Иннес Айрленд на Lotus 21
|
После четырех из восьми этапов ситуация в чемпионате выглядела так: Фил Хилл – 19, Вольфганг Фон Трипс – 18, Стирлинг Мосс – 12, Ричи Джинтер – 12.
В Эйнтри пилоты Ferrari вновь оказались недосягаемыми даже несмотря на проливной дождь в гонке. На 7-м круге Вольфганг Фон Трипс вышел в лидеры, обогнав Фила Хилла. Борьбу пилотам итальянской команды пытался навязать Стирлинг Мосс, но сошел из-за проблем с тормозами. Ричи Джинтер стал третьим. Триумфатор гонки во Франции Джанкарло Багетти на 27-м круге разбил машину. Действующий чемпион мира Джек Брэбэм финишировал четвертым, добившись своего лучшего результата в сезоне.
Великобритания, Вольфганг Фон Трипс и его Ferrari 156
|
Гран При Германии на Нюрбургринге не обещал сюрпризов – Филл Хилл выиграл поул-позицию, опередив Джека Брэбэма на 6,5 сек! Фон Трипс на своей домашней трассе квалифицировался лишь пятым. Однако дождь в гонке «изменил все табели о рангах». На старте Джек Брэбэм вышел в лидеры. Но гонка для двукратного чемпиона мира продолжалась недолго – еще до окончания первого круга он разбил машину. В лидеры вышел Стирлинг Мосс и в сложных погодных условиях оказался недосягаем для соперников. Фил Хилл и Вольфганг Фон Трипс разыграли между собой второе место в гонке, которое в итоге досталось немецкому гонщику.
Нюрбургринг, лидер чемпионата - Вольфганг Фон Трипс
|
После шести этапов Фон Трипс вышел в лидеры чемпионата – 33 очка, у Фила Хилла было 29. Стирлинг Мосс занимал третье место – 21 очков. Два финальных этапа сезона 1961 года обещали стать весьма напряженными.
Сражение за титул должно было продолжиться на домашней арене Ferrari в Монце. Учитывая, что команда из Маранелло в Германии завоевал Кубок конструкторов, ее гонщики были вольны в борьбе на трассе, но, увы, она не состоялась. На втором круге при подходе к повороту Parabolica столкнулись Джим Кларк и лидер чемпионата Вольфганг Фон Трипс – Ferrari немца подлетела и врезалась толпу зрителей, стоявших рядом с трассой – 14 человек и сам гонщик погибли, более 20 получили травмы.
Несмотря на трагедию, гонка не была остановлена. Фил Хилл одержал победу и стал первым американцем, выигравшим титул в Формуле 1, но естественно никакой радости по поводу этой победы быть не могло.
Монца, новоиспеченный чемпион - Фил Хилл
|
Второй год подряд сезон закрывал Гран При США. Ferrari после трагедии в Монце отказалась от участия. Квалификацию в таких условиях впервые в сезоне выиграл Джек Брэбэм. На протяжении первой половины дистанции гонки австралиец вел напряженное сражение со Стирлингом Моссом, но затем с разницей в один круг оба сошли из-за механических поломок. В лидеры вышел Иннес Айрленд, который, несмотря на проблемы с топливным насосом смог финишировать первым и принес, таким образом, Team Lotus первую победу из 79 в ее истории.
Сша, Ден Гарни и его Lotus 18
|
Личный зачет
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок
Кубок конструкторов
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1 учитываются результаты пяти лучших гонок. В зачет идет результат лучшего пилота команды.
Источник: http://f-1.ru/
|