После окончания сезона 1955 года Формулу 1 ждали очередные перемены. Регламент третий год подряд должен был оставаться прежним, но, тем не менее, чемпионат покинули сразу две ведущие команды. Lancia еще в середине сезона, после гибели Альберто Аскари, свернула свою программу, и в конце года после трагедии в Ле-Мане, ее примеру последовала Mercedes, выигравшая 9 из 12 проведенных Гран При. Таким образом, фаворитами предстоящего сезона должны были стать более стойкие Ferrari и Maserati, в которые перешли два главных призера 1955 года – Хуан-Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс…
По уже сложившейся традиции, чемпионат открывала гонка в Аргентине. Стоит отметить, что накануне сезона Ferrari выкупила машины D50 у Lancia и с модернизированной версией в квалификации в Буэнос-Айресе заняла первые три места – Хуан-Мануэль Фанхио выиграл поул, Эудженио Кастеллотти и Луиджи Муссо расположились рядом со своим титулованным напарником. Жан-Бера стал лучшим представителем Maserati, а вот вице-чемпион прошлого года Стирлинг Мосс занял лишь седьмое место. Но именно гонщики команды из Болоньи были главными претендентами на победу в гонке.
На старте вперед вышел Хосе-Фройлан Гонсалес, затем его прошел напарник по Maserati Карлос Мендитеги. Однако после того, как на машине последнего возникли проблемы, лидером на 40-м круге стал Стирлинг Мосс. Впрочем, и англичан недолго находился на первой позиции. Хуан-Мануэль Фанхио, пересевший после механических проблем на машину Луиджи Муссо, вышел вперед и одержал в итоге победу. Мосс до финиша не добрался из-за отказавшего двигателя. Вторым стал Жан-Бера, третье место досталось Майку Хоторну.
На следующем этапе в Монако Стирлинг Мосс отыгрался. В квалификации поул-позицию выиграл Хуан-Мануэль Фанхио, но в гонке трехкратный чемпион мира был явно не в духе. Сначала аргентинец ошибся на старте и откатился в середину пелетона, в попытке наверстать упущенное он не раз задевал барьеры и столкнулся с двумя соперниками, в том числе и своим партнером по команде Луиджи Муссо. В результате Фанхио пересел в машину Питера Коллинза и финишировал на втором месте позади Стирлинга Мосса, одержавшего свою вторую победу в карьере. Третьим стал Жан-Бера, вышедший в лидеры чемпионата. На счету француза было 10 очков, у Фанхио – 9, у Мосса – 8.
Кастелотти, пересевший в машину Фанхио на гран-при Монако
Четвертый этап состоялся в Бельгии (третьим была гонка «500 миль Индианаполиса»). В квалификации Хуан-Мануэль Фанхио нанес сокрушительный удар по своим соперникам, выиграв поул с преимуществом в пять секунд над ставшим вторым Стирлингом Моссом. Казалось, что в гонке аргентинец продолжит свое доминирование, но в воскресенье пошел дождь и на старте трехкратный чемпион мира откатился на пятое место. В лидеры вышел Мосс, однако позади него Фанхио стремительно начал отыгрывать позиции и к пятому кругу догнал и обогнал его. Вскоре после этого Стирлинг и вовсе потерял колесо при прохождении поворота Eau Rouge. К счастью, обошлось без аварии и, добравшись до боксов, Мосс пересел в машину Чезаре Пердизы. В итоге англичанин финишировал на третьем месте, позади пилотов Ferrari – бельгийского журналиста Поля Фрера и Питера Коллинза, одержавшего первую победу в своей карьере. Хуан-Мануэль Фанхио до финиша не добрался из-за проблем с коробкой передач.
Спа, Пьеро Скотти на слабеньком Connaught
Следующий этап состоялся во Франции на трассе Реймс и оказался примечательным по двум причинам – первый и единственный раз участие в Гран При приняла команда Bugatti, а также свою единственную гонку провел Колин Чепмен, в будущем ставший одним из самых успешных тим-менеджеров в истории Формулы 1. Британец пилотировал болид Vanwall и выглядел весьма неплохо, квалифицировавшись пятым, но в гонке столкнулся с Майком Хоторном и сошел с дистанции. Что касается Bugatti, то ее единственный пилот Морис Тринтиньян до финиша также не добрался – на 18-м круге на машине произошли механические проблемы.
Ferrari D50 в Реймсе
Победу в гонке второй раз подряд одержал Питер Коллинз и вышел таким образом в лидеры чемпионата. Хуан-Мануэль Фанхио из-за проблем на пит-стопе стал лишь четвертым, а Стирлинг Мосс, вновь воспользовавшись машиной Чезаре Пердизы, финишировал пятым.
Ситуация в личном зачете после пяти этапов выглядела так: Питер Коллинз – 19 очков, Жан Бера – 14, Хуан-Мануэль Фанхио – 13, Стирлинг Мосс – 12.
В Сильверстоуне Мосс выиграл поул-позицию, но на старте о себе заявили пилоты команды BRM (British Racing Motors), вернувшейся в чемпионат мира после четырехлетнего перерыва – Майк Хоторн и Тони Брукс смогли навязать борьбу признанным лидерам, но на середине дистанции оба сошли из-за механических проблем. Стирлинг Мосс вновь вышел на первую позицию, однако как уже не раз бывало: сначала его обогнал Хуан-Мануэль Фанхио, а затем на машине возникли проблемы. В итоге британец сошел, а трехкратный чемпион мира одержал свою вторую победу в сезоне.
В чемпионате Фанхио вплотную приблизился к Коллинзу - 22 очка на 21, третье место удерживал за собой Жан-Бера – 18, Стирлинг Мосс после шести этапов имел в своем активе 13 очков.
Следующую гонку на Нюрбургринге вновь выиграл Хуан-Мануэль Фанхио. Безусловно, что сезон складывался для аргентинца не так, как бы того хотелось, но в Германии к нему вернулась прежняя уверенность и на финише он опередил ставшего вторым Стирлинга Мосса на 45 секунд. Третьим в очередной раз стал Жан-Бера, а вот лидеру чемпионата Питеру Коллинзу не повезло – после механических проблем он пересел в машину Альфонсо де Портаго, но добраться до финиша не смог, попав в аварию.
Перед заключительной гонкой в Монце Хуан-Мануэль Фанхио вернул себе лидерство в общем зачете – на его счету было 30 очков. Единственным, кто мог помешать аргентинцу выиграть четвертый чемпионский титул был Питер Коллинз, которому для победы нужно было выигрывать при сходе своего соперника и при этом показать лучший круг.
Впервые после сезона 1951 судьба титула должна была решиться в последней гонке. Увы, но сражения двух пилотов Ferrari не получилось. В начале гонки в Монце оба претендента на титул вели сражение за лидерство в плотной группе, в которую вошли Стирлинг Мосс, Луиджи Муссо и неожиданно для многих пилот команды Vanwall американец Гарри Шелл, который впрочем, достаточно быстро сошел из-за механических проблем. Технические сложности на 19-м круге начались и на болиде Фанхио – возникли проблемы с рулевым управлением. По решению команды Питер Коллинз вынужден был отдать аргентинцу свою машину и таким образом распрощался с шансами на титул. Хуан-Мануэль Фанхио в итоге финишировал на втором месте и выиграл в четвертый раз в карьере чемпионат мира.
Победу в гонке завоевал Стирлинг Мосс, но досталась она ему при весьма необычных обстоятельствах. За пять кругов до финиша в баках его Maserati-250F начало заканчиваться топливо и лишь благодаря помощи Луиджи Пиотти, который отбуксировал его до боксов, британец смог продолжить гонку. На трассу он вернулся позади Луиджи Муссо, но гонщик Ferrari сошел из-за сломанного рулевого управления. Победа позволила Стирлингу Моссу занять второе место в чемпионат по итогам достаточно непростого сезона.
* - пилоты, принимавшие участие лишь в гонке "500 миль Индианаполиса