Конец сезона 1952 вселил надежду в то, что в 1953 году кто-нибудь сможет бросить вызов непобедимому Альберто Аскари, выигравшему в прошлом чемпионате шесть из семи Гран При - в последних гонках серьезного прогресса добилась Maserati. Кроме того, ожидалось возвращение чемпиона мира 1951 Хуана-Мануэля Фанхио, попавшего в начале прошлого сезона в серьезную аварию и выбывшего на долгое время из строя.
Первый этап чемпионата мира 1953 года состоялся в Аргентине на трассе в Буэнос-Айресе. Причем в отличие от предыдущих сезонов, чемпионат начался довольно рано – 18 января. Фанхио, вернувшийся за руль, сразу же напомнил о себе, заняв вторую позицию в квалификации. Быстрее оказался лишь Альберто Аскари. Однако в гонке сражение чемпионов двух последних лет продолжалось недолго – Фанхио сошел на 37-м круге из-за проблем с трансмиссией. Таким образом, лишившись своего главного соперника, Аскари уверенно довел гонку до победы. Увы, но первый этап сезона оказался омрачен трагедией. На дебютном Гран При Аргентины был организован свободный доступ, в результате большое количество зрителей оказалось непосредственно рядом с трассой и это привело к печальным последствиям. На 32-м круге Джузеппе Фарина, стараясь увернуться от перебегавшего трассу болельщика, потерял контроль над своей Ferrari и врезался в толпу зрителей. Погибло около девяти человек. Интересно, что, несмотря на это гонка не была остановлена…
Спустя полгода после начала сезона в Аргентине, пилоты вышли на старт третьего этапа в Нидерландах (вторым была гонка «500 миль Индианаполиса»). Альберто Аскари вновь оказался неподражаем, выиграв квалификацию и лидируя на протяжении всей дистанции. Напарник итальянца Джузеппе Фарина финишировал вторым, а вот Хуану-Мануэлю Фанхио вновь не повезло – на Maserati A6GCM возникли механические проблемы. Шансы аргентинца на титул постепенно уменьшались, в то время как на счету Аскари было две победы и 17 очков, у Фанхио не было ни одного финиша и ни одного очка в личном зачете.
Казалось, что на следующем этапе в Бельгии чемпион мира 1951 сможет переломить ход чемпионата. В квалификации Фанхио выиграл поул, опередив на две секунды Аскари. После старта вперед вышел напарник аргентинца по Maserati Хосе-Фройлан Гонсалес. Дуэт пилотов итальянской команды возглавлял пелетон до 12 круга, а затем обоих ждал серьезный удар. Сначала из-за поломки педали газа сошел Гонсалес, а через несколько минут отказал двигатель на машине Фанхио – однако, воспользовавшись машиной своей партнера по команде Джонни Клаэса, «Маэстро», как его называли болельщики, смог продолжить гонку. Но даже это не помогло ему увидеть впервые в сезоне клетчатый флаг - снова произошел отказ техники. Триумф же вновь одержал Альберто Аскари, установивший рекорд в девять побед подряд, который до сих пор является непревзойденным. Вторым финишировал Майк Хоторн, новобранец Ferrari – британец настолько впечатлил Энцо Феррари своими выступлениями в сезоне 1952, что получил приглашение в Scuderia.
Именно Хоторн выиграл следующий этап, который прошел во Франции. Пилоты Ferrari и Maserati разыграли между собой напряженное сражение за лидерство - Аскари, Виллорези, Хоторн и Фарина противостояли Фанхио, Гонсалесу и Маримоне. Позиции в первой семерке по ходу всей дистанции гонки неоднократно менялись. Ближе к финишу определился фаворит – Хуан-Мануэль Фанхио, вышедший на первую позицию, но вновь на его машине возникли механические проблемы. До последнего круга аргентинец отчаянно сопротивлялся, но вынужден был уступить первую позицию Майку Хоторну, который в итоге одержал первую победу в своей карьере, став первым британцем, выигравшим гонку Формулы 1. Фанхио финишировал вторым, впереди Хосе-Фройлана Гонсалеса. Альберто Аскари занял лишь четвертую позицию, впервые с 1951 года упустив не только подиум, но и победу.
Монца, в лидерах Джузеппе Фарина
Однако уже в Сильверстоуне все вернулось на свои места. Лишь на старте лидер чемпионата попал под огонь атак со стороны Фанхио, но смог защитить свою позицию и начал отрываться. На финише его преимущество над Хуаном-Мануэлем составило больше минуты. Хоторн на своей домашней трассе не смог блеснуть и стал лишь пятым.
На следующем этапе в Германии все вновь шло к победе Аскари, по традиции выигравшего поул. Итальянец достаточно быстро создал отрыв в 40 секунд над парой Фанхио-Хоторн, но затем от его Ferrari оторвалось колесо. Добравшись до боксов, Альберто Аскари пересел в машину Луиджи Виллорези. Вернувшись, лидер чемпионата начал штамповать лучшие времена на круге, но, несмотря на это стал лишь восьмым.
Впереди же Джузеппе Фарина догнал и обогнал в борьбе за первое место дуэлянтов Фанхио и Хоторна, которые в таком порядке и финишировали.
На Гран При Швейцарии Альберто Аскари вновь столкнулся с техническими проблемами – возникли перебои с зажиганием. После пит-стопа итальянец вернулся на четвертой позиции, впереди шли только его партнеры по Ferrari Фарина, Маримон и Хоторн, которых он до финиша без особых проблем смог пройти и вместе с победой завоевал второй чемпионский титул в своей карьере.
Заключительный этап сезона, который прошел в Монце ознаменовался драматичным финалом. На протяжении всей дистанции тройка пилотов Ferrari и Хуан-Мануэль Фанхио вели между собой ожесточенное сражение за первую позицию. На заключительном круге Аскари и Фарина шли бок о бок, но в последнем повороте двукратный чемпион мира потерял контроль над своей машиной, его соперник во избежание столкновения выехал за пределы трассы, а вот шедший позади Маримон аварии избежать не смог. Выгоду из тройной проблемы Ferrari смог извлечь Хуан-Мануэль Фанхио, завоевавший таким образом первую победу для себя в сезоне 1953 и первую для Maserati в Формуле 1. Кроме того, этот триумф позволил аргентинцу стать вице-чемпионом, несмотря на достаточно сложный сезон. Да, многочисленные проблемы не позволили ему побороться за чемпионский титул, но главные достижения Фанхио и расцвет его карьеры еще были впереди.
* - пилоты, принимавшие участие лишь в гонке "500 миль Индианополиса