История компании Citroen
Свой первый гениальных ход неизвестный тогда выпускник политехнического училища Андре Ситроен делает в Польше, приобретая там патент на производство шевронных зубчатых колес.
Начиная с 1905 г. он выпускает шевронные колеса, которые находят свое применение в автомобильной и судостроительной промышленностях. Именно такой факт плодотворной работы обуславливает успех Андре Ситроена. И именно оттиском двойного шеврона помечают все автомобили марки Citroën.
Во времена Первой мировой войны Андре Ситроен перепрофилировал свое производство на выпуск боеприпасов, организованное по принципу американской конвейерной сборки. Когда война была окончена, он применил тот же самый способ и для производства автомобилей, и наладил во Франции первую серийную сборку авто.
Первая модель Citroën появилась в 1919 г. Ею стал автомобиль Citroën Type, А, который развивал 60 км/ч и оснащался электростартером и светом. Модель стала широко распространенной благодаря своей низкой стоимости в 7500 франков.Через два года в 1921 г. Type, А была доработана и на её основе производитель выпустил модель В2, которая оснащалась двигателем с объемом 1452 см³. А затем через год в 1922 г. было налажено производство все народно популярного малолитражного автомобиля Citroën 5 CV с двигателем в 856 см³.
Затем Андре Ситроен принимает очень оригинальное для тех лет решение, организовывает промо-акцию по рекламе своих авто: налаживает производство игрушечных моделей Citroën. Эти игрушки не только нравились детям, но отлично рекламировали фирму Андре Ситроена и её продукцию.
В 1922 г. Андре Ситроен начинает серию научных экспедиций. При этом целью ставится не только реклама автомобилей Citroën, но и возможность протестировать их как средство для исследования и освоения новых территорий. В экспедиции отправляются ставшие потом знаменитыми малые гусеничные машины под именем Kégresse P2, разработанные на базе модели В2.
Одна из первых экспедиций, прошедшая под руководством двух опытных людей Жоржа-Мари Хаардта и Луи Одуина-Дюбрей, ставила своей целью пересечь пустыню Сахару. Успех этого мероприятия вдохновил Андре Ситроена на следующую экспедицию, которая должна была проехать по всему африканскому континенту.
После африканский путешествий Андре Ситроен начинает интересоваться Азией и в 1931 г. собирает экспедицию во главе с знаменитыми учеными, такими как Тейльхард-Де Шардан (Teilhard de Chardin). В это «Желтое путешествие» отправляются два вида автомобилей на гусеничном ходу марки Citroën-Kégresse. Первая модель — Р21 реализована на базе Citroën С6, от которой автомобиль «получил» также и 2,4 литровый мотор. Более легкая модель Р17, была собрана на базе военного автомобиля на шасси Citroën С4 и оснащалась четырехцилиндровым двигателем объемом 1,6 л.
С 1925 г. в автомобильной производстве начинают повсеместно использовать сталь. Citroën налаживает во Франции первое производство металлический кузовов по лицензии американской компании Budd. Первой моделью Citroën, собранной по данной технологии, стал автомобиль марки В10, вскоре появились и В12, и В14. Три года спустя в 1928 г. французский автопроизводитель представляет на автомобильном салоне две своих новые разработки Citroën С4 и С6. С этими моделями Андре Ситроен намеревался выйти на мировой экспортный рынок авто. Силовое оснащение Citroën С4 состояло четырехцилиндрового двигателя объемом 1628 см³ мощность 30 л. С. На другую модель С6 устанавливали один из двух шестицилиндровых моторов объемом 2, 4 и 2,6 л.
В 1934 г. отмечен выпуском первого шедевра компании Citroën, Traction Avant, который стал плодом кропотливого труда дух талантливых людей, инженера Андре Лефебвра (André Lefebvre) и дизайнера Фламинио Бертони (Flaminio Bertoni). Этот автомобиль представляет собой веху в истории компании Citroën и всего мирового автопрома, несущий кузов модели и система переднего привода легла в основу дальнейший разработок автомобилей компактного и среднего класса. Вплоть до 1941 г. модель Traction Avant выпускалась по меньшей мере в 21 модификации и имела три двигательные комплектации. Семейство модели Traction Avant оснащалось моторами 7 CV (четырехцилиндровый двигатель объемом 1303 см³, мощностью 32 л.с), 11 CV (1911 см³, 46 л.с. и шестицлиндовый15 CV (2867 см³, мощностью 77 л.с.).
Затем последовал не самый радужный период в истории Citroën, когда производство автомобилей стало дорого обходиться компании, а завод потребовал реконструкции. Это и многое другое привело к финансовому краху фирмы в 1934 г., которую впоследствии выкупила компания Michelin. Однако мировое автомобильное сообщество может только с сожалением вспоминать о легендарной модели Citroën 22 CV (с восьмицилиндровым двигателем), которая навсегда ушла с конвейера.
Производство Citroën было возобновлено накануне Второй мировой войны с модели
Traction, которую выпускали вплоть до 1957 г. Автомобили под номером 15 CV стали оснащаться с 1954 г. гидропневматической подвеской, которую уже в следующем году установили на модель Citroën DS.
Вплоть до 1955 г. компания Citroën занималась выпуском только двух моделей Traction и 2 CV (которая появилась впервые на парижской автовыставке в 1948 г.).
Малолитражка Citroën 2 CV оснащался двухцилиндровым двигателем (объем цилиндра составлял 375 см³) с системой воздушного охлаждения и оригинальной гидропневмоподвеской. Эта модель выпускалась достаточно долгое время и за время своей истории появлялась во многих модификациях и под разными именами Méhari, Ami 6, Ami 8 и Dyane.
Однако все эти разработки были просто легкой «разминкой» перед появлением настоящего образца оригинальности, самобытности, а также демонстрацией технических достижений французского Citroën. Модель DS19, которая в 1955 г. стала «гвоздем» парижского автосалона. Её производство продолжалось в течение 20-ти лет, в течение которых она не теряла своей актуальности. В 1956 был выпущена также более экономичная модификация этой знаменитой модели, автомобиль Citroën ID.
В течение 60-ых годов компания Citroen PSA, в состав которой вошли фирмы Berliet и Panhard, начала поиск партнеров. И уже в октябре 1968 г. французский автопроизводитель заключил соглашение о сотрудничестве с компанией Fiat. Затем был создан холдинг, который, однако, не отличился своей продуктивной работой. В рамках этого сотрудничества производитель Citroen выпустил две модели С 25 и С 35 и занимался некоторое время распространением автомобилей Autobianchi.
Производственный союз Citroen- Fiat распался уже в 1973 г. В 1968 в результате деловых переговоров, проведенных компанией Michelin, семья Орси, владелец Maserati, перепродает часть своей компании производителю Citroen.
Вскоре на базе этого итальянского предприятия был осуществлен выпуск модели SM, оснащенной V-образной «шестеркой». Автомобиль был разработан Хулио Альфиери, главной технического отдела компании.
1968 г. в истории французской компании отмечен появлением модели Citroen GS, оснащенной четырехцилиндровым двигателем с системой воздушного охлаждения. Стараясь идти в ногу с техническим прогрессом, а порой и опережать его, производитель Citroen начал развивать технологии разработки роторных двигателей.
В 1970 г. свет увидел прототип купе М35, разработанный в количестве 267 экземпляров, спустя несколько лет в 1973–1975 была сконструирована модель GS в оснащении с бироторной силовой установкой.
К 1975 г. финансовое положение компании стала вновь тревожным, и вскоре руководством Citroen было принято решение пойти на союз с производителем Peugeot. Уже в следующем году автомобильной «львиной» марке стала принадлежать львиная доля, 90%, компании Citroen. А «двум шевронам» пришлось попрощаться с развитием роторных двигателей, выпуском модели SM и с подразделением Maserati. О закрытии итальянской фирмы Citroen неожиданно сообщил в 1975 г.
Присоединение к компании Peugeot резко меняет направление дальнейшего развития производителя Citroen. В 1976 г. появилась модель LN, которая «взяла» кузов от Citroen 105 и двухцилиндровый двигатель от автомобиля 2CV. Уже в 1978 г. на базе того же 104-го Citroen’а была сконструирована модель Visa, которая оснащалась либо двухцилиндровым двигателем (объем цилиндра 652 см³), дополненного системой воздушного охлаждения, либо четырехцлиндровым мотором (1, 1 л.) от компании Peugeot.
В 1976 г. производитель Citroen подписывает соглашение о сотрудничестве с правительством Румынии и начинает осваивать восток Европы. Французская компания строит свой завод в румынском регионе Олтения (Olténie), где c 1981 г. начинает производить бюджетный автомобиль Citroen Oltcit с двигателем модели Visa или с четырехцилиндровым двигателем объемом 1,1 с системой воздушного охлаждения. С 1984 г. Citroen Oltcit недолго продавался и на французском автомобильном рынке под именем Axel.
В продолжении 80-ых и в 90-ых годах компания Citroen выпускает ещё три модели с гидравлической пневмоподвеской: ВХ в оснащении с четырехцилиндровый двигателем поперечного расположения с системой жидкостного охлаждения, а также модели ХМ и Xantia.
Конец 90-ых стал важнейшим периодом в деятельности французской компании. В эти годы началось полное обновление модельного ряда производителя Citroen, было запущенно производство таких автомобилей как Xsara Picasso, Citroen C2, C3, C4 и C5.
Путь развития компании Citroën был полон падений и взлетов. Но он всегда оставался самобытным. От игрушечных моделей, от отправленных в экспедиции автомобилей, от модели С1 через реализацию дерзких технических планов, создание таких именитых авто как Citroën C-Crosser, C4 Picasso и C5, французский автопроизводитель встречает новый день, имея один из самых широких в автомобильном мире модельный ряд. Citroën — этот тот автопроизводитель, который идет в ногу с техническим прогрессом, порою даже опережая его, и старается чутко прислушиваться к требованиям своих покупателей.