История CHEVROLET
История названия и фирменного знака
На заре автомобилестроения новые марки машин часто носили имена своих создателей. Однако с маркой Chevrolet произошло иначе. Швейцарец Луи Жозеф Шевроле (Louis Joseph Chevrolet, 1878–1941) был известным гонщиком и механиком, однако никогда не был владельцем фирмы, носившей его имя.
Луи Шевроле был одним из семерых детей бедного часовщика в швейцарском городке Шо-де-Фонд. Когда ему исполнилось 10 лет, его семья в поисках лучшей доли перебралась во Францию, где мальчик окончил среднюю школу, после чего устроился на работу в автомобильную фирму Mors. Здесь он на всю жизнь увлекся автомобилями и стал официальным автогощиком этой фирмы.
Луи Жозеф Шевроле 1878–1941 |
Смелый и решительный гонщик привлёк внимание промышленных тузов Америки. Среди них был и Уильям Дюран (William Durant), собравший к тому времени несколько разных автомобильных компаний под вывеской General Motors. В 1909 году Дюран пригласил Луи Шевроле стать фирменным гонщиком Buick. После чего звезда Луи Шевроле начала восходить с небывалой скоростью. В 1909 году он одерживает сразу три важные победы и занимает почётное 11 место в соревнованиях Vanderbilt Cup. До Первой Мировой войны он входил в когорту лучших автогонщиков Америки.
Луи Шевроле на Бьюике |
Предприимчивый Дюран решил сделать бизнес на имени прославленного спортсмена. В 1911 году он предложил Луи на время оставить гонки и заняться производством своего собственного автомобиля, и тот согласился на это. Проект нового автомобиля разработали специалисты General Motors, Дюран вложил в проект немалые деньги, а Шевроле дал машине своё имя, уже хорошо известное большинству американцев. Оно-то и послужило залогом будущего успеха. Так 3 ноября 1911 года родилась одна из самых известных автомобильных марок — Chevrolet.
Фирменный знак появился у компании несколько позже — в 1914 году. Легенда гласит, что знаменитый «крест» или, как его ещё называют, «галстук-бабочка», был частью обоев парижской гостиницы, в которой молодой Дюран останавливался ещё в 1908 году. Сохранив клочок обоев в бумажнике как сувенир, он привёз его в Америку и, показывая друзьям, пояснил: «Такой должна быть эмблема автомобиля — она поможет ему двигаться в бесконечность». И действительно, эмблема Chevrolet стала одним из самых раскрученных и могущественных символов в рекламном бизнесе. За годы своего существования марка обрела любовь покупателей и признание специалистов, а её автомобили не просто вошли в историю — они сами по себе являются историей, живым и поныне символом Америки и американского автомобилестроения.
Первый Chevrolet Classic-Six появился на свет 3 октября 1911 года. Одни говорили, что Уильям Дюран сделал первый автомобиль марки Chevrolet чуть ли не в одиночку, а другие утверждали, что он разработал лишь общую концепцию нового автомобиля. Это был традиционный американский четырёхместный автомобиль с 6-цилиндровым двигателем мощностью в 30 лошадиных сил. Но цена первенца — 2500 долларов — была непомерной для покупателя, и поэтому автомобиль успеха не имел. Популярный тогда Ford Т стоил в пять раз дешевле.
Первый автомобиль марки Chevrolet, Classic-Six, был шикарным автомобилем, но стоил слишком дорого |
Машина оказалась настолько удачной, что выпускалась до 1922 года и дала жизнь не менее известной модели Superior, просуществовавшей до 1927 года. На Chevrolet-490 стояла простейшая 3-ступенчатая коробка передач, обе жёсткие оси подвешивались на рессорах. Как и в «Фордах», здесь всё было до предела упрощено, однако, эти машины имели электрические фары и стартер, что было тогда редкостью даже для дорогих автомобилей. Именно с 490-й модели и началась специализация фирмы Chevrolet на самых дешёвых и простых автомобилях, принёсших ей всемирную славу.
Chevrolet-490, первый по-настоящему популярный автомобиль марки, был очень прост, но и дёшев, что и принесло ему заслуженную славу |
До своего вхождения в империю General Motors в 1917 году компания представила ещё несколько моделей, в частности Little Six и серию H. Ну, а в следующее десятилетие подразделение с крестом на радиаторной решётке стало флагманом GM, продавая до миллиона автомобилей в год. Инженеры и дизайнеры Chevrolet сделали немало для развития мирового автомобилестроения. В 1923 году устаревшую модель 490 заменили на современный по тем временам автомобиль Superior с мотором в 26 л.с. Эта стрела попала точно в цель: всего за 12 месяцев новинка разошлась в количестве 480 тысяч единиц.
Superior Coach 1926 |
В 1928 году появилась модель International Six, известная также под индексом АВ. В 1929 году Chevrolet выпускает свой первый шестицилиндровый двигатель (по цене четырёхцилиндрового). В 1930 году Chevrolet продал семимиллионный автомобиль.
В 1933 году в кресло руководителя компании сел Марвин Косл. В рекламу пришёл девиз — «Великая ценность», который был подтверждён разработками инженеров, направленными на облегчение управления автомобилем. В 1934 году компания Chevrolet первой наладила выпуск независимой подвески передних колес, что существенно облегчило управление автомобилем и уменьшило износ шин. В то время дороги в Америке были ещё довольно ухабисты, и нововведение оказалось как нельзя кстати.
В годы «Великой депрессии» компания окончательно обогнала Ford по продажам. 1935-1950 гг. С выпуском 8-местной модели Suburban Carryall в 1935 году компания дала рождение классу многоместных универсальных легковых автомобилей с цельнометаллическим кузовом. На всех легковых моделях наконец-то появился достойный багажник. За весь период модели Chevrolet несколько раз меняли свой внешний вид.
Carryall Suburban 1935 |
В 1941 году Chevrolet производит рекордное число легковых и грузовых автомобилей модели ’41 — 1,6 миллиона. Рекламный девиз того года — «Больше – значит, лучше». Компания получила подряд правительства Соединённых Штатов на гильзы для 75-мм снарядов, а также частей девяностомиллиметровых зенитных орудий, стрелявших на расстояние до пяти миль. Одновременно с этим Chevrolet налаживает выпуск двигателей Pratt & Whitney для бомбардировщиков дальнего действия, используемых для поражения наземных целей в Германии. Вильям С. Надсен, управляющий компанией Chevrolet, был назначен председателем национального министерства обороны. Министерство мобилизовало автомобильную промышленность и буквально за ночь перевело её на производство военного оснащения.
Выпуск автомобилей для гражданского населения был прекращён 30 января 1942 года. Пройдёт ещё 4 года, прежде чем появятся новые модели. Chevrolet проводит соответствующую военному времени рекламную кампанию: «Через объём производства — к победе!». Успех и огромное влияние Chevrolet в годы войны явились следствием разумной промышленной философии в мирное время. Децентрализованное управление, гибкая система производства, инициатива на местах сделали возможным быстрый переход заводов на изготовление военных автомобилей и техники. Компания Chevrolet по праву гордится своим значением в победе в Европе.
После войны фирма продолжала производство модернизированных довоенных машин. Инженеры Chevrolet приступили к разработке малолитражного автомобиля. Но по экономическим соображениям этот проект заморозили. В 1948 году модель 48 Spilemaster Sinks стала первым спорткаром Chevrolet в Индианаполисе-500. Chevrolet выигрывает самый длинный автопробег того времени — La Caracas (6000 миль из Буэнос-Айреса до Каракаса). Эти шаги в большой автоспорт не остались незамеченными.
Fleetmaster Convertible Indy 500 Pace Car 1948 |
С 1950 года Chevrolet начала первой применять автоматические коробки передач в модели Powerglide. Следующей крупной новостью этого года стало появление оригинальной модели Bel Air — первого кабриолета с жёстким верхом и кузовом понтонного типа. В связи с тем, что американцы сильно заинтересовались европейскими спортивными автомобилями, главный дизайнер Харли Эрл (Harley Earl) предложил своё видение данной темы.
В 1953 году был выпущен Chevrolet Corvette — первый в Америке серийный спортивный автомобиль. Для концернов Chrysler и Ford аналогичная машина оказалась не по силам. Конструкторы задумали новинку как лёгкую двухместную машину со стеклопластиковым кузовом в вариантах купе или кабриолет. При этом агрегаты должны были устанавливаться от серийной продукции.
Corvette C1 1953 |
В 1954 году впервые в комплектации автомобиля предложены тормоза с усилителем, электропривод стёкол и регулировка сидений. «Взгляни на страну из окна своего Chevrolet», — рекламная кампания, дебютировавшая в этом году. Вплоть до середины 50-х годов Suburban представлял собой полуджип-полугрузовик. И лишь в 1955 году появился полностью новый Suburban, облик которого перекликался с легковыми автомобилями Chevrolet. К созданию машины приложил руку шеф-дизайнер концерна Харли Эрл, автор многих замечательных машин, в том числе, родстера Chevrolet Corvette первого поколения.
Suburban 1955 |
Bel Air Nomad 1955 |
Bel Air 2-door Sedan 1957 |
Impala - автомобиль, поставивший не побитый до сих пор рекорд по уровню продаж среди полноразмерных автомобилей |
El Camino 1959 |
К 1959 году Chevrolet Suburban окончательно обрёл самостоятельный облик, характерными чертами которого стали фары в прямоугольной окантовке и широкие прорези воздухозаборника между капотом и решёткой радиатора.
Suburban 1960–1961 |
Новый седан Corvair, выпущенный в 1960 году, практичный и одновременно привлекательный, стал поистине шедевром Chevrolet. Он же был первым массовым автомобилем с независимой подвеской всех колёс.
Corvair 700 Sedan 1961 - был интересен не только своим внешним видом, но и технической начинкой — у него была независимая подвеска всех колёс |
В 1963 году Chevrolet выпускает Corvette Stingray, разительно отличаюшийся от всех предыдущих моделей. Новый Corvette обладает современной ходовой частью, независимой подвеской всех колёс и фарами, поднимающимися (с поворотом) из длинного капота. В 1964 году выпущена серия автомобилей среднего размера Malibu, которая включала седан, универсал, кабриолет с мягкой и жёсткой крышей. А в 1965 году появляется на свет полноразмерный Chevrolet Caprice с эффектными «плывущими» линиями.
Nova 100 4-door Sedan 1962–1965 |
Corvette Sting Ray 1965–1966 - стал одним из самых красивых и быстрых автомобилей своего времени |
Caprice Custom Sedan 1965 |
Camaro RS (I) 1967 - получивший своё название от французского слова camarade (товарищ), стал одним из самых популярных пони-каров Америки, уступая лишь Ford Mustang |
Стандартный набор элементов безопасности всех автомобилей Chevrolet 1967 года выпуска включал в себя энергопоглощающий рулевой механизм, ремни безопасности, мягкую приборную панель и сдвоенный центральный тормозной цилиндр. В 1968 году изрядно изменившийся Corvette Coupe получил T-Top-конструкцию крыши.
Непродуманные изменения в дизайне модели 1968 года из-за перегруженности не слишком оправданными новшествами привели к падению спроса, который удалось восстановить в дальнейшем, не вернув, к сожалению, почти религиозного преклонения перед более ранними моделями.
В 1969 году выпущен полноприводный Chevrolet Blazer К. Этот внедорожник стал первым подобным автомобилем — больше, просторнее и мощнее, чем модели конкурентов. Chevrolet Blazer серии К, построенный на шасси полноразмерного пикапа, был меньше и манёвреннее, чем Suburban, но оставался достаточно вместительным. В 1973 году обе машины подверглись серьёзной модернизации: стали шире и длиннее, в стандартное оснащение вошли дисковые тормоза передних колёс.
Chevelle SS 454 1970 - оснащался самым большеобъёмным (более семи литров) мотором за всю историю масл-каров |
Vega Hatchback Coupe 1971–1973 |
В 1973 году выпуск новой модели Monte Carlo ознаменовался грандиозным успехом. Она выигрывает приз «Автомобиль года» журнала Motor Trend. В 1976 году выпущена модель Chevette — ответ Chevrolet на поставки импортных автомобилей. В 1977 году «полноразмерный» Caprice слегка уменьшился. Он получил приз «Автомобиль года», а вскоре стал и любимой машиной Америки.
Caprice Classic 1977–1986 |
Автомобили Chevrolet в 1950—1970-х пользовались невероятной популярностью. «Бейсбол, хот-доги, яблочный пирог и Chevrolet». Эта рекламная кампания 1975 года абсолютно точно передала уникальное положение компании — любимицы Америки.
C 1980 года до наших дней В 1980 году была выпущена малолитражка Citation — первая модель Chevrolet с передним приводом. В 1981 году появился первый автомобиль Cavalier.
Cavalier Coupe 1982–1984 |
В 1983 году появился Blazer S-10, быстро став лидером рынка полноприводных автомобилей. В середине 80-х в производственной программе Chevrolet значилось два трёхдверных внедорожника по имени Blazer: маленький Blazer серии S/T (длина 4,3 метра) и большой Blazer серии C/K (длина 4,7 метра).
S-10 Blazer 1983–1994 |
В 1984 году появился Corvette нового поколения, а в 1985 году — автомобиль Camaro IROC-Z. В 1986 году Сorvette был оснащён антиблокировочной тормозной системой Bosch ABS II. Кабриолет Corvette открыл гонку Indy 500.
В 1988 году выпущены модели Corsica и Beretta. Появились также новые пикапы С/К. В 1990 году представлены двухместная Lumina Coupe — седан и Lumina APV.
В 1991 году выпущен новый Caprice Classic LTZ, который был назван «Автомобилем года» в конкурсе журнала Motor Trend. В 1992 году представлены новые полноприводные автомобили — Blazer и Suburban. Вместе с ними выходит полностью новый пикап С/К. Преклонных годов V8 был обновлён и вошёл в 1990-е с модификацией LT1, компактным блоком второго поколения, заслужившим многочисленные премии и награды.
Caprice Classic 1991–1993 |
В 1996 году Chevrolet вернулся к выпуску классической марки Malibu. Его детищем стал семейный седан. В 1997 году он был назван «Автомобилем года». Представлена новая модель Venture — стильный минивэн, способный удовлетворить все транспортные запросы современной семьи. В 1997 году дано рождение пятому поколению модели Corvette.
Malibu 1997–2000 |
В настоящее время знаменитый филиал GM выпускает десятки семейств машин любого класса и типа в различных точках земного шара: США, Канаде, Бразилии, Мексике, Аргентине, Корее... А сегодня автомобили под этим громким брендом делаются и в России — это внедорожник Chevrolet Niva и автомобиль Chevrolet Viva, созданный на основе модели Opel Astra второго поколения, но с дизайном, несущим элементы корпоративной стилистики Chevrolet.
Новый век не обещал быть лёгким для американских производителей. И начался он для многих поиском успеха в старых моделях, ставших классикой для многих американцев. Одной из них стал пикап SSR, похожий на модели 1950-х годов. Помимо ретродизайна, автомобиль получил мощный 5,3-литровый двигатель, выдававший 300 лошадиных сил. Но общество не оценило порывы дизайнеров: за три года производства, с 2003-го по 2006-й, было продано всего 30 тысяч машин.
Поиск новых покупателей привёл к появлению в 2004 маленького купе Cobalt. Спустя некоторое время оно ощетинилось турбоверсией и даже немного потеснило японские автомобили, чуть ли не выкинувшие хозяев рынка с давних позиций. Впоследствии успешное купе дополнилось небольшим седаном.
Cobalt Sedan 2004–2010 |
Источник: http://www.drive.ru